Матч/По шпалам

Автор репортажа: MagShop

Zeleznicar_BeogradBrodaracФутбол
09.08.2014
Товарищеский матч
Белград. Стадион «Железничар»
 Зрителей: 50 (вместимость: 2.000)
 «Железничар» (Белград) — «Бродарац» (Белград) 3:0

На этот раз я точно знал, что в минувшую субботу без футбола не останусь. В этот день матчами в разных городах страны стартовала Суперлига Сербии, и в Белграде свой домашний матч проводила «Црвена Звезда». На нем фанаты красно-белых, кроме всего прочего, планировали зажечь как следует, тем самым отметив прошлогоднее чемпионство.
Но это было вечером, а днем, дабы не терять времени даром, мы с паном Радославом (@kartofliska), граундхоппером из Польши, приехавшим специально на этот матч, решили посмотреть стадион «Железничар».

Семь лет назад, будучи первый раз в Белграде, я порывался найти этот стадион. Обхаживал место его всегдашней дислокации с туристической картой, да только разгадать загадку его местонахождения тогда, мне так и не удалось. Радослав же на этом стадионе уже был и даже с матчем, поэтому знал как найти его. «Железничар», как и положено всякому железнодорожному стадиону, находится в непосредственной близости от железнодорожного вокзала Белграда. Вот только лезть напрямик через пути не зная дороги, я вам не советую, это гарантированно приведет к неудаче. Лучше всего идти со стороны Дуная, заходя в лабиринты промышленной зоны в районе автовокзала. Тут, если сильно присмотреться, можно узреть указатель подтверждающий правильность движения.

Есть у меня, как, наверное, у всякого граундхоппера практикующего в качестве культурной программы посещение пустых стадионов маленькая мечта. А именно, попасть при одном из таких визитов на какую-то игру, о проведении которой я бы не знал заранее. При этом мечта эта никуда не девается после ее осуществления, а с вожделением ждет своего повторения. И это был именно тот случай! Одновременно с нашим приходом на «Железничаре» начался какой-то матч! Какое-никакое знание сербского языка помогло без труда сориентироваться и узнать, что игра товарищеская. В ней хозяева поля, представляющие сейчас шестой дивизион сербского чемпионата (третья по силе лига Белграда), принимали «Бродарац», другую белградскую команду выступающую на одну ступень выше.

А вообще «Железничар» команда старая, основанная еще в 1924 году группой рабочих железнодорожной станции Белграда, любимым делом которых была игра в футбол. Сезон 1927/28 стал первым, когда команда приняла участие в серьезных соревнованиях, а в 1935 году в районе Бара Венеција был построен тот самый стадион, который затерян между железнодорожными путями, утопающими в колючих зарослях ежевики, и берегом Дуная.
Во время Второй мировой войны все игры были прекращены, но после ее окончания, спортивное общество «Железничар» начало формировать новые команды. Таким образом футбольный клуб обрел вторую жизнь и возможность выступать на еще более высоком уровне. В начале 1950-х они соревновались в турнире под названием Јединственa спортска Лига, позже перешли в Српска лига «Београд». В 1989 году клуб поднялся в Београдску зону, в то время это был самый высокий уровень локальных соревнований в Белграде. Но главный успех к «Железничару» пришел в 1999 году, когда команда получила заслуженное повышение и шагнула во второй дивизион объединенного чемпионата Сербии и Черногории, где они продолжили выступать до 2003 года.

«Бродарац» основан значительно позже, уже в послевоенное время, в 1947 году. Футбольный клуб базируется в Белграде (Новый Белград), в районе Старо Сајмиште, расположенном между двух старейших мостов через реку Сава, всего в двух километрах от «Железничара». Кстати, во время Второй мировой войны на этом месте располагался концентрационный лагерь.

О фанатах обеих команд я не говорю намеренно, по большей части потому, что на матче они отсутствовали. Однако у «Бродараца» они есть, а вот у «Железничара» нет. По крайней мере так утверждают аборигены, знатоки сербской фан-сцены. Обычных же зрителей пришедших посмотреть матч, я насчитал около 50, в то время, как утром другого дня, уважаемая сербская газета «Спортски журнал», поспешила сообщить о цифре втрое превышающую реальную. Видно и тут выдавать желаемое за действительное или просто нежелание сделать элементарный подсчет, никогда не выйдут из моды.

Стадион тем временем построен в популярном формате «два в одном»: главное футбольное поле с массивной бетонной трибуной (с обратной ее стороны автобусная стоянка) вместимостью 1.500-2.000 зрителей и запасное — тренировочное футбольное поле с гаревым покрытием и небольшой металлической трибуной на несколько десятков человек. Впрочем, запаска давно заброшена, сетка на ее воротах сгнила, трибуна заросла. При входе на главное поле установлен крайне любопытный металлический рукав, который в раздвижном виде ведет аккурат к раздевалкам. Никогда не видел подобного раритета. Очень жаль, что клубный ресторан был закрыт. Надеюсь, что на официальных матчах можно будет посетить и его.  Кстати, вход на матчи «Железничара» в первенстве платный, в обмен на денежные знаки дают вот такого плана билет:

tix

Ну а теперь о грустном…
Несмотря на то, что удача улыбнулась мне сегодня, я должен был оставить «Железничар» после первого тайма и заручившись подсказками местных сторожил срезая через железнодорожные пути, искать дорогу к автобусной остановке. Впереди был матч «Црвены Звезды» с «Радничками» из Ниша, на который я не мог опоздать…  

???????????????????????????????