Матч/101-я осень «Обилича поля»

Автор репортажа: MagShop

FK_CetinjeIbar_RozajeФутбол
20.09.2014
Чемпионат Черногории. Druga liga
Цетине. Стадион Obilica polje
Зрителей: 50 (вместимость: 2.000)
ФК «Цетине» – «Ибар» (Рожае) 1:0

К поездке в Цетине привела очередная история с переносом матчевых дат, чему я перестал удивляться. Более того, за время проведенное на побережье Адриатического моря я научился отслеживать манипуляции Футбольного союза Черногории, под чьей эгидой проходит национальное первенство этой страны, а для поддержания иммунитета нашел «таблетку», которая дает почти полную гарантию того, что матч будет условно здесь и сейчас. Речь идет о чудодейственной газете «Спортски журнал», которая, чаще всего в тот же день, публикует точное расписание предстоящих матчей. К нему, конечно, нужно привыкнуть и кроме того обладать минимальным запасом знаний о местном футболе, потому как если в данном случае «Цетине» играет в привычном для себя месте, то название стадиона не указывается, его нужно знать. Но все равно, это лучше чем ничего…

Погода в тот день была отвратительная. Шел непрекращающийся ливень, последствия которого провоцировали локальные камнепады на горном серпантине, по которому я двигался к цели на обыкновенном рейсовом автобусе. Удобное расположение стадиона, он находится всего в нескольких минутах ходьбы от автостанции, было очень кстати и я сразу, не успев намокнуть, юркнул в ресторан гостиницы находящийся напротив стадиона, чтобы согреться и позавтракать. Оттуда было хорошо видно, что происходит за окном и когда из дверей административного здания стадиона, где находятся раздевалки, на разминку начали выбегать футболисты я засобирался на осмотр стадиона.

Искушенный и не дальновидный турист, имеющий весьма узкое представление о стадионах, как о чем-то большом, наверняка пройдет мимо стадиона «Обилича поле», подумав, что тот не интересен. Но это совершенно не так, хотя бы потому, что истоки футбола в Черногории неразрывно связаны с этим местом. Впрочем, в этот раз обойдя въедливые подробности ограничусь лишь ключевыми фактами его истории, тем более что изначально стадион принадлежит футбольному клубу «Ловчен», а сегодня не его день.
История «Обилича поля» берет свое начало в 1913 году, когда на месте нынешнего стадиона был открыт его предшественник. Он находился в эксплуатации «Ловчена» (первого футбольного клуба Черногории ) до 1936 года, после чего клуб был объявлен новым правительством «вредным и опасным для развития спорта» и расформирован. Режим Муссолини (в период оккупации 1941-1943 гг.) видел Черногорию частью будущей империи, следствием чего стало строительство итальянцами нового стадиона Pod Orlovim kršem, который включал в себя не только стадион на 5.000 зрителей, но баскетбольную и волейбольную площадки, а также ипподром. В 1945 году «Ловчен» был амнистирован и вернулся в строй, но возвращение на обновленный стадион «Обилича поле» состоялось лишь в середине 1957-го. Ну а я, выходит, навестил его в возрасте 101 года со дня открытия и спустя 57 лет после реинкарнации.
Из небольшого количества ретро-снимков стадиона найденных в сети, я выбрал самый удачный, на котором видно, как выглядела его трибуна раньше. Дата его неизвестна, но, позже вы поймете, что с тех пор практически ничего не изменилось. 

Cetinje-tribine-FK-Lovcen-..

Вход на матч был бесплатным. Думаю, что с погодой это никак не связано, видимо «Цетине» клуб не такой старый и, наверное, он только завоевывает своего зрителя. Я не знаю, как много их приходит на матчи в ясную погоду, но в сложившихся условиях насчитал не больше 50. Наверняка многие из них – работники клуба, друзья и родственники игроков. Да и остальные явно не случайно оказались здесь, ведь афиш к предстоящему матчу не было, в Черногории и вообще на Балканах это не принято.

Стадион «Обилича поле» сегодня – живописные развалины от которых веет стариной. Трибуна открытая для зрителей на нем всего одна, но какая! Она состоит как бы из двух частей: новая и старая. Новая – нижний ярус из бетона в несколько рядов частично с пластиковыми сидушками, число которых, судя по фотографиям двух-трех годичной давности, уменьшаются от матча к матчу. Старая – верхний ярус, точнее его остатки – обалденно атмосферный несущий фундамент из старых во всю осыпающихся блоков. Где-то между пролетов торчат будки для оператора и комментатора, не имеющие ничего общего с комфортом. Впереди старая искривленная решетка, по бокам тоже решетка обмотанная колючей проволокой на всякий случай. Поле натуральное, опоясано старой беговой дорожкой из мелкого щебня, на ней рекорды не поставить. На противоположной стороне поля трибуны как будто нет, но именно там я провел большую часть матча, расположившись на холме с одиночными рядами скамеек. Здесь же расположен гостевой сектор, который, в отсутствие приезжих болельщиков, я не сразу заметил. Для них на стадионе отдельный вход, но сегодня он закрыт. Уже после матча я спустился к полю и подошел к памятнику установленному за воротами, чтобы рассмотреть его получше. Этот мемориал был открыт в 1988-м, в память о футболистах и руководителях футбольного клуба «Ловчен», погибших во время Второй мировой войны. Все вышеописанное окружено старым каменным забором, за пределами которого стоит административное здание, позади которого я обнаружил граффити ФК «Цетине».

Что сказать о матче? Он, несмотря на сложные погодные условия, все-таки состоялся и это главное. Что могли сделать 50 зрителей, прячущихся под своими зонтами от стихии? Позабавила находчивость одного из них, который притащил с собой зонт для летней торговли, такой обычно ставят возле палаток с мороженным, напитками или на пляже, чтобы укрыться от солнца. Запомнилась «важность» делегата ФСЧ, который раздавал указания загнать всех присутствующих зрителей на трибуны, а те в свою очередь пытались смотреть матч оттуда, откуда им было удобно, не нарушая при этом никаких правил и не выходя за пределы допустимой зоны. Дождь тем временем играл на наших нервах, то усиливался, то прекращался вовсе, потом снова стоял стеной и опять стихал. Благо меня так просто не взять и на случай дождя у меня всегда аргумент — мой желтый дождевик, который я предусмотрительно взял с собой. 

Очень неожиданный итог я подвел по возвращению домой. По всем ощущениям, я пребывал в восторге от увиденного, учитывая то, что на фотографиях в интернете этот стадион не кажется таким интересным, каким был на самом деле. И погода в этот раз лишь усилила мои впечатления.

Расстояние:
Петровац — Цетине: 48 км.
Стоимость проезда:
Автобус Петровац — Будва: 2 евро.
Автобус Будва — Цетине: 3.5 евро.