Матч/Тут, конечно, не Англия…

Автор репортажа: Заводной Апельсин
Фото: Заводной Апельсин, Машинист

dynamosolarisФутбол
16.10.2016
Первенство России. ПФЛ, зона «Запад»
Санкт-Петербург. Стадион «Нова арена»
Зрители: 300 (вместимость: 1.200)
«Динамо» (Санкт-Петербург) — «Солярис» (Москва) 2:1

Вы любите «Динамо»? Я не люблю «Динамо» 🙂 И «Торпедо» не люблю 🙂 Но чему я немного завидую, так это единству фанатов этих обществ в разных городах и странах. Отчасти это удивительно, ведь в современных реалиях слово «общество» едва ли применимо к вышеозначенным клубам, и вряд ли что-то кроме корней способно объединить их движухи. Впрочем, есть свои исключения. Лично я не слышал о каких-либо отношениях московских динамовцев с тбилисскими. Или что-то есть? 🙂 А вот тесная связь москвичей с любителями литеры Д из Петербурга имеет место быть. К чему я это все, собственно…

Когда в мой город приезжает иногородний друг, я стараюсь показать ему максимальный набор моих любимых городских уголков, что обычно приводит к излишней суете. Так произошло и на этот раз. Нога московита еще не ступила на ингерманландскую землю, а у меня уже был заготовлен перечень мест, обязательных для посещения. Впоследствии было решено не кипишить, а просто получать удовольствие от общения. Что успеется — то успеется. К тому же человек — из динамовской Lazy Sunday Crew, а у них спешить, как видно, не принято 🙂

Единогласным было решение сходить на домашку ФК «Динамо» СПб, в рамках очередного тура второго дивизиона принимавшего московский «Солярис». Мне же этот матч был интересен в рамках граундхоппинга еще и потому, что бело-синие решили (надолго ли?) перенести несколько домашних матчей с осточертевшей всем МСА «Петровский» на относительно новый, небольшой и уютный стадиончик «Нова Арена» (кто ж им названия-то придумывает, мазефака?!!), расположенный на севере города.

Открыли комплекс в 2010 году, и на сегодня это — один из самых приятных городских стадионов. Главный плюс — основное поле чисто футбольное. Кроме того, на мой взгляд, он очень органично вписался в окружающий ландшафт, приятно дополняя панораму Муринского парка. Недостаток у него один — единственная трибуна на 1200 мест, что серьезно ограничивает граундхопперский глаз по части оценки фанатских шевелений. С трех оставшихся сторон поле огорожено высоким забором. Поэтому встать у кромки напротив большой трибуны не представляется возможным.

Вы когда-нибудь рассматривали фоторепортажи с матчей низших английских дивизионов? Если нет — обязательно полюбопытствуйте! Особенно если болеете не за топ-клуб. Я, увы, пока не был в Британии, но что меня всегда завораживает в таких фотографиях — чрезвычайная атмосферность. От них просто веет домашним теплом. Да, разумеется, в первую очередь это оттого, что футбол на островах — это страсть и образ жизни, а у нас — мучительная обязаловка и способ времяпрепровождения выходного дня. Но ведь и сами клубы, как мне кажется, делают все, чтобы ты пришел на следующий матч. Особенно те, которые не избалованы зрительским интересом. Потому что клуб — это не ОАО, где трудоустроены 20 мужчин, знающих, с какой стороны подходить к мячу. Клуб — это не только эмблема и цвета, не только расписание матчей и некий свод исторических фактов. Клуб — это болельщики, у каждого клуба свои, создающие свою неповторимую атмосферу на трибунах. И маленькие клубы уважают своих преданных болельщиков, дорожат ими.

Я не случайно упомянул про домашнее тепло снимков низшелиговых матчей. Это действительно похоже на дом, куда ты приходишь any given sunday. Дом не в смысле, что ты одеваешь засаленные тапки и садишься в старое кресло к телевизору начесывать яйца. А в том, что это место, куда приятно возвращаться, это место, где ты чувствуешь себя нужным, место, где собираются люди, с которыми ты плечом к плечу идешь по жизни к своей мечте, к большой цели.

Хотите конкретики? Да легко! Мы говорим о матче второго городского клуба, который впервые проводит домашний матч на уютном городском стадионе, довольно удаленном от центра. Вокруг арены — спальный район. То есть здесь живут люди, которые, я уверен, понятия не имеют, что у них под носом будут играть в футбол профессионалы. Найми пяток мальчишек, пусть заклеят район простенькими афишами формата А4, призывающими прийти на футбол. Копеечные затраты для клуба, имеющего цветной принтер, могут обернуться приличной, по меркам второй лиги, посещаемостью. Тем более что «за посмотреть» вы денег не берете. А если кто-то из мужиков придет с сыном? А если сыну понравится? А что ему может понравиться? Ну, если не ваш говнофутбол, бггг, то, может, парнишка хотя бы шарф купит или значок… Кстати, кстати, где у вас тут продается атрибутика? Ах, ее нет? А где продавцы всевозможных олдскульных значков? Болельщикам было бы что обсудить, что вспомнить. Где фудтрак с гребаными хот-догами и нормальным заварным кофе? Что это за синие пыльные сосиски на пластмассовом столе и нескафе из пакетика? Где стоячие места у кромки поля, чтобы я мог похлопать игрока по плечу, пока он идет кидать из-за боковой? Да не съест никто вашего игрока, кому он нужен?!! 🙂 Почему, если мне удобно стоять не на трибуне, а рядом, ко мне моментально подходит стюард или крАСАВчик и декларирует «правила поведения зрителей»?!! Кому я, блядь, мешаю?

Это уже не говоря об имиджевой составляющей. Как справедливо заметил мой московский друг, почему бы динамовцам не построить свой облик на некоем противопоставлении «Зениту»? Настоящий мужской футбол рабочего класса против зажратости зенитовских звезд. Почему нет? Хоть попытайтесь! Складывается впечатление, что маркетолога либо нет вовсе, либо он ходит на работу только 5-го и 20-го.

Как итог, вместо атмосферы мы имеем схему «150 человек пришли на трибуну — 11 человек попинали мяч — 150 человек ушли со стадиона». И разница только в названии клубов. О какой посещаемости может идти речь?!!

В три часа пополудни свисток арбитра возвестил о начале матча. Великолепным осенним днем на трибуне собралось около 300 человек. Левый ее край заняли фанаты «Динамо» (около 20), правый — москвичи (примерно 3, если я не ошибся в подсчетах). По центру восседали гламурные кисо (они же — женщины футболистов), простые кузьмичи и мы — три «скитальца», ваш покорный слуга и вышеупомянутый москвич. Последний, кстати, смотрел футбол наиболее пристально, поэтому о витиеватых хитросплетениях в игре — это к нему, ггг. Я же ограничусь сухими фактами. На поле шла жесткая мужская борьба, инициативой владели бело-синие, которые и открыли счет на 17-й минуте матча. За 15 минут до конца первого тайма за грубый фол был удален игрок «Соляриса», и могло показаться, что игра сделана. Однако рано расслабились петербуржцы, посчитав, что победа придет сама собой. Да, вроде атаковали и пытались забить, но это не была игра победителей. Весь второй тайм я ожидал результативного выпада «Соляры». Гол явно дозревал где-то… И на 89-й минуте я дождался. Все выглядело закономерно, и я, признаться, подумал, что ловить тут больше нечего… ошибался. В добавленное арбитром время динамовцы достали с антресолей пыльный куражик, включили невесть откуда взявшиеся скорости и на последних секундах просто вколошматили мяч в левые от нас ворота. Надо признать, это был драйвовый момент! Будто электрический разряд пустили по трибуне… В едином порыве грядка динамосов и отличившийся игрок бросились друг к другу и устроили на бровке небольшую праздничную кучу-малу, будто выиграли в финале кубка. На ответные выпады у «Соляриса» не осталось ни сил, ни времени.

P.S. Любопытный штрих. Справа от нас сидел типок, который очень пристально следил за игрой и периодически по-английски надиктовывал что-то на диктофон.

