Матч/Законный наследник

Автор репортажа: MagShop

Футбол
11.06.2016
Чемпионат Днепропетровской области
Вторая лига, зона «Север»
Пятихатки. Стадион «Локомотив»

Зрители: 350 (вместимость: 1.000)
«Локомотив» (Пятихатки) — ФК «Недайвода» 2:1

Пятихатки — город и крупный железнодорожный узел, мимо которого я много раз проезжал, путешествуя западнее Днепропетровска. Все время ждал повода, и, наконец, дождался. В рамках очередного тура Второй лиги чемпионата Днепропетровской области флагман пятихатского футбола — «Локомотив», принимал сильную команду «Недайвода» из одноименного села Криворожского района.

Ехать на игру «Локомотива» электричкой не только дешевле всего, но и идейно правильнее. Равно как и выйти на платформе 77-й километр (при въезде в город), чтобы внимательно рассмотреть памятник паровозу, потому что своему возникновению Пятихатки обязаны строительству Екатерининской железной дороги, в частности, ее Саксаганского участка, игравшего впоследствии большую роль в транспортировке руды из Кривбасса на металлургические заводы юга.

IMG_0984

В 1886-м здесь, в степи, на территории Саксаганской волости Верхнеднепровского уезда началось строительство узловой станции, вблизи которой братья Потабашные, в прошлом крестьяне, приехавшие на строительство дороги и работавшие позже в паровозном депо на железнодорожном узле, построили первые пять хат. Отсюда и название населенного пункта и железнодорожной станции — Пятихатки.
В 1938-м Пятихаткам присвоен статус города. Сейчас в нем проживает около 20 тысяч жителей.

По моим ощущениям, при всем уважении к пятихатчанам (так правильно, да?), с туристической точки зрения интересного в их городе совсем мало. Поэтому, с большим трудом найдя кафе, в котором можно было перекусить, время до игры мы провели в нем, а когда пришло время, отправились на стадион.

В поисках каких-то интересных фактов, рассказывающих об истории пятихатского футбола, основным источником информации для меня являлись книги, но не только. Местные любители футбола, узнав о моем грядущем визите и репортаже, загорелись идеей помочь и даже самостоятельно встретились с ветераном пятихатского футбола — Сергеем Дребелем, который рассказал, что «Локомотив» был создан почти сразу после окончания Второй мировой войны. А в книге об истории желтоводского футбола («Желтоводский футбол», авторы — Николай Меркушев и Василий Гнатюк) я вычитал, что в конце 20-х начале 30-х годов, то есть задолго до этого, в Пятихатках существовала другая команда местного железнодорожного узла, с которой футболисты рудника Шварца (такое название носил город Желтые Воды с 1922-го по 1938-й) встречалась неоднократно.
Не знаю, как до войны, а после «Локомотив» участвовал в чемпионатах Днепропетровской области, первенствах Пятихатского района по футболу. Спортивная жизнь железнодорожников била ключом, пока не развалился Советский Союз. 

IMG_1578

IMG_1572

Среди фотографий, которые нашли мои помощники в архивах ветерана вместе с клубной красно-белой нашивкой, снятой со старых футболок, запечатлен любопытный момент награждения «Локомотива» — чемпиона района 1989-го. На них награду капитану команды вручает, наверное, самый известный и титулованный футболист города Пятихатки, выпускник детской футбольной школы «Днепр-75», организованной на базе днепропетровского спортивного клуба «Вихрь» машиностроительного завода — Вадим Евтушенко. Если не ошибаюсь, на тот момент он уже не был игроком днепропетровского «Днепра» и готовился уехать за рубеж, а до того выступал в киевском «Динамо», в составе которого, под руководством Валерия Васильевича Лобановского, Евтушенко достиг наилучших результатов в карьере игрока, став четырехкратным чемпионом СССР (1980, 1981, 1985 и 1986), трехкратным обладателем кубка СССР (1982, 1985, 1987), выиграл КОК (1985/86). Перейдя в «Днепр» он стал чемпионом (1988) в пятый раз. Сыграл 11 матчей за сборную СССР. Имел опыт выступления за рубежом в шведских клубах АИК (Стокгольм), «Сириус» (Уппсала).
В «Локомотиве» Евтушенко никогда не играл, но футболом начинал заниматься, конечно, именно в Пятихатках.

IMG_1595

IMG_1588

По обрывкам информации я сделал вывод, что в 90-х история команды в очередной раз прервалась. Поэтому основанный в 2006-м клуб юридически ничего общего с железкой уже не имел. Однако, вне всякого сомнения, он имеет полное моральное право наследовать историю предыдущих команд и считать себя правопреемником славной истории пятихатского футбола. Хотя бы потому, что в его составе бегает немало действующих работников железной дороги, а на трибунах, переживая за успех теперешней команды, собираются ветераны местного футбола, игравшие за «Локомотив».
За последние пять лет клуб стал: победителем чемпионата Пятихатского района (2011, 2012, 2013, 2015); обладателем кубка Пятихатского района (2012, 2013, 2015); обладателем кубка Желтых Вод (2015); дважды был серебряным призером чемпионата Желтых Вод (2014, 2015).

Так совпало, что именно к этому матчу железнодорожники впервые решили попробовать напечатать афиши, за обязательное наличие которых в своих репортажах я часто ратую, считая их действующим инструментом для привлечения болельщиков на трибуны, с которым не сравнится никакой интернет. Хотя одно другому, конечно, не мешает. И пятихатским «паровозам» это хорошо известно, их аккаунты в различных социальных сетях достаточно живые, интересные. Есть анонсы, фото и видеорепортажи с матчей, конкурсы прогнозов с небольшим денежным призом. В перспективе было бы интересно полистать страницы истории пятихатского футбола, почитать воспоминания ветеранов, интервью с действующими игроками, комментарии тренера. Надеюсь, что так и будет. 

На мой взгляд, вышеупомянутые афиши были слишком маленького размера и имели неприметный дизайн, в то время как все должно быть наоборот. Тем не менее, если обычно игры «Локомотива» привлекали по 50-100 зрителей, то в этот вечер, несмотря на пасмурную погоду, на трибунах собралось 300-350 человек! 
На стадион пришли самые разные люди. По всему видно, что футбол — хорошая альтернатива здешнему довольно монотонному образу жизни. Люди культурно выпивали, хлопали, ахали и охали, как мне показалось, искренне переживая за своих. Было много женщин, детей. 
А на противоположной стороне поля, вместе с запасными игроками «Недайводы», располагалась совершенно замечательная группа поддержки гостей — пять молодых, звонких девчонок! Все 90 минут матча они практически без остановок гнали своих ребят вперед задорными речевками, которые, штук 50 разных, были аккуратно записаны на нескольких листах бумаги. Запомнил парочку: «Пусть отдавит ногу слон, но «Недайвода» — чемпион!»; «Наши лучше сто пудов, без базара, без понтов!»; «Несмотря на рваный кед, мы добьемся всех побед!». Тотальный респект, молодцы!
 
Поскольку на многое я не рассчитывал, стадион не разочаровал. Есть раздевалки, газон не самый плохой. По всему видно, что незатейливая трибуна из голого бетона в прошлом имела лавочки. Сразу за ней пролегает железная дорога, и то и дело снующие туда-сюда локомотивы придавали футбольному матчу особенную атмосферу.
Как выяснилось, до сих пор руководству команды неизвестно, кому конкретно принадлежит единственный в городе стадион. Выхода из этой запутанной истории пока нет, что в значительной степени мешает развивать «Локомотиву» инфраструктуру. Но играть дают и то хорошо.
 
Игра, как и ожидалось, получилась боевой, местами откровенно грубой, с большим количеством опасных моментов как с той, так и с другой стороны.
Хозяева, открыв счет в дебюте матча, удвоили преимущество к середине первого тайма. После того, как на 10 минуте второй половины встречи счет стал 2-1, команды раскрылись, началась игра в открытый футбол, что, безусловно, потрепало нервы не только болельщикам, но и специалистам.

К сожалению, уезжая, я не смог попрощаться с парнями, которые здорово помогли мне. Исправляюсь и говорю «спасибо!», мой визит в Пятихатки получился именно таким, каким я его себе представлял.

Расстояние:
Днепропетровск — Пятихатки: 110 километров.
Стоимость проезда:
Электричка Днепропетровск — Пятихатки: 20,5 гривен.
Реклама