Матч/Стадион на кладбище

Автор репортажа: крыловец

1МКМ2ДинаФутбол
04.05.2015
Летнее первенство Москвы (ДЮСШ). Первая группа
Москва. Стадион Таганского ПКиО
Зрителей: около 25
МКМ (Москва) U-17 — «Дина» (Троицк) U-17 2:4

Стадион Таганского парка культуры и отдыха стал попадаться мне в разных анонсах примерно год назад. Видимо поэтому, ассоциировался он у меня с чем-то новодельным, построенным совсем недавно. До этого я и не подозревал о его существовании. Само собой, в районе Таганки я был миллион раз, но в парк меня никогда не заносило.

Так уж получилось, что эта поездка оказалась для меня юбилейной в ГХ-карьере, Таганский стадион стал сотым посещенным с матчем.
Уже после того, как стадион был пробит и я готовился написать этот репортаж, я полазил по интернету и понял, что довелось мне побывать на одном из самых старых действующих сейчас московских футбольных полей. Таганский стадион появился в 1934 году, вместе со строительством парка. А парк (в советское время Ждановский) построили, заняв территорию Покровского монастыря, заложенного еще в 17 веке. Обычная экспроприация тех лет, но не совсем обычное было выбрано место для устройства парка и постройки стадиона. Возвели их на месте крупнейшего московского монастырского кладбища. Очевидцы строительства вспоминают такие милые вещи, как человеческие останки, перемешанные с землей, на которых и подрастал новый парк, на радость местным пролетариям. Но, по заверениям некоторых знатоков, именно на месте футбольного поля могил не было, а был, якобы, пустырь, использовавшийся или как пастбище, или приберегавшийся для дальнейшего расширения некрополя. В любом случае, если какой-нибудь клуб рано или поздно обоснуется здесь «на постоянку», то он вполне заслуженно может взять себе прозвище «гробари».

3

4

Один из комментариев с сайта pastvu, сделанный к снимку выше, я решил привести здесь целиком. В нем много интересных деталей…

А мне, кажется, что это 80-е годы, так как такие трибуны у крепостной стены появились именно тогда. В 60-70-е, на месте трибун, было два ряда скамеек без спинок, на всем протяжении футбольного поля. На этих скамейках, в те годы, я часто, по выходным дням, смотрела футбол на первенство Ждановского (ныне Таганский) района среди заводских команд этого района, так как солнце после 14 часов было уже за моей спиной. Это было именно первенство района, а не Москвы, так как выпускались афиши с расписанием игр. По выходным дням играли три пары команд, а в будние дни — цеховые команды 1 Московского часового завода. А в 80-е годы на этом стадионе играли команды детско-спортивных школ на первенство Москвы, по 2-ой группе, шести возрастов, 10-16 лет. В Ждановском районе была спортшкола «Ждановец», которая выступала не всегда удачно в первенстве Москвы по футболу. Я ходила в Ждановский парк, смотреть, как играют дети разных спортшкол Москвы, мне это было интересно. Может на фото подростки 16 лет из этих спортшкол.

Стадион расположился прямо при входе в парк. Необычные деревянные трибуны построены вдоль бывшей монастырской стены. Рассмотреть ее, правда, сложно, так как она прячется под обшивкой.

Если у вас появится желание побывать здесь с матчем, то выбирать придется из игр первенства Москвы среди ДЮСШ. Я побывал на игре МКМ (что является производным от «Москабельмета»), с троицкой «Диной».
На футбольных соревнованиях такого типа мне бывать не приходилось, но по опыту посещения игр разных возрастов СДЮШОР «Крыльев» я знал, что публика на матчах школ состоит в подавляющем большинстве из родителей и людей, имеющих отношение к школе. Исключения бывают, но редко. Активность родителей на трибунах иногда может дать фору низшелиговым фанатским тусовкам в плане искренности и эмоций. Что интересно, по моим наблюдениям, чем меньше возраст играющих, тем больше любопытных моментов возникает на трибуне.

Впрочем, на Таганке в этот день зрители ничем не отметились, в отличие от тренера «Дины». Он активно руководил своими подопечными, широко используя все богатство русского языка. И делал это настолько виртуозно, что арбитру даже пришлось два раза попросить его быть поскромнее. Гости из Троицка, вдохновленные матерными напутствиями своего наставника, во втором тайме дожали сопротивлявшихся поначалу МКМовцев, забив два эффектных гола.

Игра мне понравилась. Здесь так же, как и в юношеском хоккее, чувства и страсть преобладают над тактикой и мастерством, а это придает всему действу азарт и эмоции. Да и стадион порадовал своей необычностью и отличием от унылых пластиковых типовиков.

