Стадион «Младост» (Доньи Шепак, Босния и Герцеговина) ‘2015

Автор репортажа: MagShop

Об этом стадионе я хотел рассказать особенно, потому что к нему меня тоже привела книга…

В этот раз обновить штамп о пересечении границы в своих паспортах мы решили по-новому и вместо надоевших маршрутов выбрали новый, навеянный недавним советом нашей русской подруги живущей в Сербии. Согласно ему, автобусом требовалось доехать до Лозницы, откуда до пограничного перехода Трбушница-Шепак рукой подать.

Знакомясь с маршрутом накануне поездки я увеличивал и уменьшал карту несчетное количество раз, как будто искал еще что-нибудь, что-то конкретное. И представьте себе нашел! Карта подсказала, что если оказавшись в Республике Сербской (Босния и Герцеговина) пройти еще километр влево вдоль Дрины, то окажешься в селе Доньи Шепак, название которого я где-то слышал прежде, но не сразу вспомнил где.
Совершив спринтерский забег по коридорам памяти я вспомнил, что в прошлом году случай свел меня с Миланом, автором энциклопедии футбольных клубов Республики Сербской. Вместе с этой книгой, которую я приобрел, он подарил мне еще одну, которую посвятил истории футбольного клуба «Напредак» из родного села. Какого? Конечно, Доньи Шепак!

Istorija

Преодолевая контроль на границе мой паспорт протестовал, не желая выдавать необходимую информацию обо мне автоматически. Вбивать данные вручную пограничник поленился, но вопросы которые счел нужными задал и кажется до конца не поверил, что цель нашего визита заключалась в осмотре сельского стадиона и только.
Впрочем, уверен вы согласитесь со мной, что для села в сто дворов стадион «Младост» более чем хорош. Он имеет трибуну с пластиковыми креслами на 250 зрителей (в селе живет всего 500 жителей!) и даже ложу, билет в которую согласно прейскуранту стоит 50 (25 евро!) конвертируемых марок. Эконом команды с удовольствием распахнул перед нами все стадионные двери, а мы с радостью посмотрели на клубный офис, где собрана коллекция выигранных кубков. Посетили раздевалки, поднялись на трибуну, поклонились памятнику погибшим игрокам «Напредка» в Боснийской войне, получили в подарок членскую книжку и билет на матч, что следует расценивать не иначе, как приглашение посетить игру команды в будущем. Спасибо!

Karta

Из книги я узнал, что футбольный клуб «Напредак» был основан в 1971 году. Первый успех пришел в сезоне 1978/79, когда клуб поднялся в Подручную лигу Тузла, группа «Восток». Задержавшись три сезона в ней «Напредак» упал, но вскоре вернулся обратно, потом снова упал и снова вернулся. С тех пор он выступал в ней до весны 1992 года, когда первенство было прервано из-за гражданской войны в Боснии и Герцеговине.

С образованием Республики Сербской клуб восстановили. Свое выступление команда начала с Третьей лиги первенства Республики Сербской и приняла участие в розыгрыше самого первого республиканского кубка.
Сезон 2001/02 был самым успешным в истории клуба. Сине-белые (тогдашние цвета команды) заняли второе место во Второй лиге и клуб из Доньего Шепака вышел в Первую лигу Республики Сербской — второй уровень футбольных лиг в целой Боснии и Герцеговине.
Текущий чемпионат «Напредак» провел в той же Первой лиге, откуда де-юре вылетел, став худшей командой турнира. 

С Миланом в тот день мы не встретились. Мое сообщение в «Фейсбуке» он увидел слишком поздно, а позвонить я не догадался. Ничего страшного, будет повод вернуться.

