Матч/Удача, неудача и «Кец у Нишу»

Автор репортажа: MagShop

radnicki_nisborac_cacakФутбол
13.05.2015
Чемпионат Сербии. Суперлига
Ниш. Стадион «Чаир»
Зрителей: 1.500 (вместимость: 18.000)
«Раднички» (Ниш) – «Борац» (Чачак) 1:0

Мой первый контакт с «Мераклиjе» состоялся в марте этого года, когда проездом через Ниш я путешествовал в Македонию. Матча в тот день не было, но интересную встречу в баре с несколькими представителями группировки я хорошо запомнил, и с тех пор непременно хотел посмотреть их в деле.
Быть может выбор матча был не слишком удачен, но тем не менее в этот раз, когда я вновь ехал транзитом через Ниш, удача улыбнулась мне. С субботы на среду перенесли целый тур высшей лиги чемпионата Сербии, в том числе матч «Раднички» — «Борац» (Чачак). Поединок пришелся на 28-й тур (за два шага до финиша первенства), и был чрезвычайно важен для обеих команд, потому как ни те ни другие, не гарантировали себе сохранение прописки в лиге сильнейших на будущий год.
Для друзей (представителей ленинградской граундхоппинг-ячейки «Русской Команды», неповторимых Артема и Ани) перенос тура вышел боком и нарушил все их заранее состроенные планы. Мне же рокировка пришлась на руку и стала идеальным поводом остановиться в Нише на денек, чтобы посмотреть матч, и после ехать дальше, на встречу с ними. Тем паче в этот раз парни из «Мераклиje» меня ждали, о чем написали на своем сайте, в привью к поединку: «На овој утакмици имаћемо и госте из Русије…». Отступать было некуда, собираем чемодан…

Итак, утренним поездом с традиционным для здешней железной дороги опозданием мы прибыли в Ниш. Сегодня среда, все чем-то заняты на работах, есть время отобедать и влиться в ритм большого города, прежде чем нам позвонят и заберут на пиво в том месте, где мы будем находиться в тот момент. Так все и было, а после нам организовали билет на матч для жены и возможность фотографировать с поля для меня, о чем я не побеспокоился заранее. Короче, по части гостеприимства «Мераклиjе» хорошие хозяева. К тому же люди, с которыми меня свел случай, представители старой школы, основа, настоящий кладезь информации, которые знают о своем городе, клубе и группе все от сих до сих. К слову, возникли «Мераклиjе» (что можно перевести, как «богема») в 1989 году, и с тех пор группа никогда не исчезала, строго соблюдая преемственность поколений.

Karta

Необходимость в строительстве стадиона «Чаир», открытом в 1963-м на одной из окраин города, где когда-то было обыкновенное футбольное поле, возникла в результате частых товарищеских матчей команды «Раднички» с иностранными клубами в начале 50-х. Нужно ли говорить, что интерес к футбольным матчам в те времена был колоссальным? Отступая от темы замечу, что «Раднички» и сегодня является третьей по посещаемости командой в сербской Суперлиге, но отчетный матч был из ряда вон выходящим.
В 1962-м «Раднички» (основанные в 1923-м как «Искра», потом «Пролетер») впервые добились права выступать в Первой лиге Югославии, обыграв в решающем матче двухраундового поединка фаворита — «Вардар» (Скопье). Приятно, что этому и последующим успехам клуба в еврокубковых баталиях, о которых я упомяну ниже, посвящены памятные стенды установленные в коридорах нового подтрибунного помещения на «Чаире».

Славные дни клуба связанные с успехами на международной арене пришлись на 70-80-е. Первой ласточкой стал трофей Балканского кубка, победу в котором «Раднички» одержали в 1975-м. В 1980/81 клуб впервые сыграл в Кубке УЕФА, где соперниками футболистов с берегов Нишавы стали: ЛАСК (Линц), «Берое» (Стара-Загора), АЗ (Алкмар). А накануне старта в этом турнире «Чаир» пережил первую реконструкцию. В сезоне 1981/82 «Раднички» повторили свой поход за еврокубком, одолев на пути к плей-офф «Наполи» (Неаполь), «Грассхоппер» (Цюрих) и «Фейеноорд» (Роттердам). В 1/4 сербы обыграли «Данди Юнайтед» и вышли в полуфинал, где проиграли «Гамбургу», одолев того дома 2:1, но уступив на выезде с разгромным счетом 1:5.
Третье участие в Кубке УЕФА шло следом. Но было последним до сих пор и не таким ярким, как предыдущее. В розыгрыше сезона 1983/84 «Раднички» обыграли «Санкт-Галлен», «Интер» (Братислава), после чего споткнулись на «Хайдуке» (Сплит) и выбыли из турнира.

1

2

Старый «Чаир» был разрушен в начале 2011 года и многие жители города приходили наблюдать, как падают трибуны футбольного храма, в стенах которого вершилась история. 

Городской стадион в Нише входит в один большой спортивный комплекс «Чаир», который находится в одноименном парке и состоит из центрального стадиона и двух вспомогательных полей. От старого «Чаира» осталась одна — Западная трибуна на 3.000 сидячих мест, внутри которой я тоже побывал. Внутри нее располагается VIP-ложа и медиа-центр. В целом, стадион произвел на меня хорошее впечатление и даже тот факт, что сейчас арена состоит из двух частей — старой и новой, не портит его.

Я справился заранее и знал наверняка, что фанатов «Борца» в Нише не будет. В предыдущем туре клуб провел важный матч с «Нови Пазаром», в подготовке к которому и на нем самом «Чете» оставили все силы и значительную, надо полагать, часть средств. На тот матч была объявлена общая мобилизация, организован перформанс, молодой группой «Машинериjа» приглашены гости — около двух десятков «Соколови» — фанатов футбольного клуба «Славия» из Восточного (сербского) Сараево, с которыми те дружат. Опять же среда, 17-00…
В общем, уважительные то причины или нет, судить не буду, но очевидную для меня победу в двухраундовом поединке между «Чете» и «Мераклиjе» с незначительным перевесом в пользу последних констатирую. В Чачак, в первом круге чемпионата в ноябре прошлого года, несмотря на тогдашний конфликт «Мераклиjе» с руководством клуба и последующий за ним протест группы, их десяток-другой приехал. Кстати, на том матче я тоже был.   

Сектор хозяев по чуть-чуть шевелился, но выглядел совершенно несобранным. Люди прибывали прямиком со своих работ на протяжении всего первого и даже второго тайма, расползаясь по трибуне в компаниях по интересам.
Одно из таких сборищ, взрослых и в большинстве своем колоритных парней, привлекло мое внимание первым. Издалека они напоминали то ли рокеров, то ли байкеров, и еще скинхедов из тюремных застенков голливудских кино-картин, которые сбиваясь в стаи держатся в стороне от остальных. Эти парни имели баннер-футболку с номером 10 и именем Бели Крстић (Иван «Бели» Крстић) на ней. Это правые из «Мераклиjе», а футболка на их секторе символизируют память о молодом талантливом футболисте клуба погибшем в 2000-м от удара молнией прямо на тренировке. По той же причине каждый раз свою поддержку «Мераклиjе» начинают по прошествии первых 10 минут матча, сделав это своей традицией, а десятка теперь навсегда закреплена за Иваном.
После один за одним на трибуне за воротами начали появляться баннеры: лицевое полотно «Мераклиjе», стяг хулиганской подгруппы «Нишки проблем» (внешним видом парни, которым меня представили, очень походили на русских хулиганов из «Околофутбола»: крепкие, татуированные, одетые в футболки от «Белояра» и, может быть только на этом матче, не поющие вместе со всеми), «Пивопиjска дивизиjя», «Косово jе Србиjа», «Ф» (сектор «Ф» — изолированное отделение местной психиатрической больницы, флаг самых молодых фанатов, проповедующих стиль кэжуал) и «Кец у Нишу» (баннер тех, кому слегка за 30, а некоторым за 40 лет). В последнем явно крылся какой-то неведомый мне смысл, поэтому им я заинтересовался больше остальных. Оказалось, что старик с чепухой на голове — сербский актер Никола Симић, а надпись на баннере — фраза произнесенная им в фильме «Тесна кожа», которую старые «Мераклиjе» сделали крылатой. «Кец» — термин, означающий победу первой команды в том или ином матче, который чаще всего используют игроки букмекерских контор. А ставки на спорт — почти религия на Балканах. Остроумно ведь, а?

Пекло было, скажу я вам, градусов тридцать. Поэтому очень немногие «Мераклиjе» нашли в себе силы мобилизоваться и собравшись под транспарантами возле барабана что-то петь. В основном, это делала молодежь, начинания которой в редкую минуту подхватывали все остальные. Таким был первый тайм.

Большое количество баб меня смутило тогда, когда во втором тайме я поднялся на трибуну, осмысленная поддержка на которой к тому времени захлебнулась вовсе. Каждый теперь занимался чем хотел, а не тем, чем нужно. Старики внимательно наблюдали за игрой, предоставив молодежи полную свободу действий. Те, почувствовав, что им все дозволено, утроили на трибуне форменный бардак. Всех это как будто забавляло, но меня нет, поэтому с тех пор я переключил свое внимание на поле, напрочь забыв о существовании трибун.    

На футбольном поле доминировали хозяева, имея за матч гораздо больше возможностей для взятия ворот, чем команда соперника. И хотя сейчас известно, что оба клуба остались в лиге, тогда победа в матче гарантировала сохранение прописки на будущий год в числе сильнейших только одним. Мне же, особенно интересно было наблюдать за игроком хозяев поля по фамилии Землянухин, футболистом из Кыргызстана. Родом он из города Кант, где я был на футболе год назад, выступал за «Абдыш-Ата», на матче которого я был. Прекрасные воспоминания… До этого Антон выступал в ряде клубов своей страны, Казахстана, успел поиграть в Турции и теперь забивает за «Раднички». Его первый гол в Сербии пришелся на эту игру и оказался единственным в матче.

От игры меня отвлекало только одно — истребитель (и не только) ВВС Сербии, который патрулируя небо над Нишем и окрестностями, то и дело пролетал над стадионом. Столь активные действия военных можно связать с недавними событиями в соседней Македонии, где группа албанских боевиков пришедшая из Косово, оказала сопротивление полиции при задержании, в результате чего 8 полицейских погибло, 37 ранено. Пострадало и гражданское население. Напряжение на границе между Сербией, Македонией и Косово возросло, отсюда такие меры безопасности.

Так закончился мой поход за 88-м матчем на Балканах за неполные 10 месяцев, включая прошлое летнее межсезонье и зимнюю паузу, когда футбол уходил в отпуск и впадал в спячку. «Мераклиjе» из Ниша показали себя не с самой лучшей стороны на стадионе, а значит дали мне повод приехать сюда вновь. 

Расстояние:
Белград — Ниш: 240 км.
Стоимость проезда:
Поезд Белград — Ниш: 710 динар.

