Матч/В день рождения

Автор репортажа: MagShop

AstanaTobolФутбол
14.06.2014
Чемпионат Казахстана. Премьер-лига
Кустанай. Стадион «Центральный»
Зрителей: 4.000 (вместимость 8.000)
«Тобол» (Кустанай) — ФК «Астана» 1:1

Сделав остановку в Екатеринбурге с посещением матча чемпионата Свердловской области и заглянув в гости к тамошней ячейке «Русской Команды» (Капитан и Г-ый, спасибо за знатный прием!), на ночном автобусе я отправился дальше, покорять новую для себя страну — Казахстан.
К моему удивлению (честное слово, я этого не ожидал), поданный автобус оказался двухэтажным, достаточно  комфортабельным и почти пустым. Г-ый порекомендовал мне поспешить и занять место на втором этаже прямо возле лобового стекла, что я незамедлительно сделал. В этом был определенный кайф, который я вскоре испытал. Автобус ехал, а я читай летел по ночной трассе впереди него. Особенно было здорово встретить рассвет, оглядывая просыпающуюся казахскую степь, которой не видно конца и края.

Въехав в Кустанай, я попросил водителя остановить возле железнодорожного вокзала, где договорился встретиться с фанатом местного футбольного клуба «Тобол». В ожидании встречи успел умыться, закинуть рюкзак в камеру хранения, поменять деньги и даже обзавестись билетом на следующий поезд до Астаны, который был куплен мной еще в Москве. 

???????????????????????????????

Кустанай (по-казахски Костанай) город небольшой, можно даже сказать провинциальный. Это мне в нем и понравилось: уютный, не суетливый, достаточно чистый и ухоженный в тех местах, где мне удалось побывать. Я осмотрел центр, дошел на набережной реки Тобол, выпил бутылочку почти что локального пива, которое варят в городке Рудный, расположенном в 40 километрах от Кустаная… Одним словом программа минимум была выполнена и я расслабил булки.

Википедия говорит о том, что в Кустанае проживает 220.000 человек.  При этом русские и украинцы составляют больше половины населения всего города. Это накладывает отпечаток на все, в том числе и на то, что некоторые казахи, родившиеся и выросшие в этом городе, не говорят на родном языке, даже не знают его. Это как-то неправильно… При этом все без исключения говорят на русском, поэтому никакого дискомфорта я не испытывал.
Ценник на все блага выездной жизни в городе гуманный, поэтому завтрак, он же обед и ужин в кафе неподалеку от стадиона, были отличной разминкой перед предстоящим поединком, на которой я задержался.

На матч выдвинулись поздно, из-за чего возникли некоторые сложности с получением аккредитации. Хотя по-моему, даже несмотря на все правила и рекомендации, вопрос не стоил и выеденного яйца, и отвечающий за сию операцию работник «Тобола» просто включил «начальника» наделенного властью. А может и мои слегка покорябанные щи внесли смуту в наше взаимопонимание, чего я также не исключаю. В общем, благоразумие победило и вопрос был решен в положительную сторону. А билет я, на самом деле, не покупал. Просто подобрал его с земли после матча, на память и для порядку. Цена — 300 тенге, примерно 60 рублей РФ.

Bilet

Программки к матчу разносили облаченные в клубную атрибутику девушки (см. фото №13). Цена в памяти не отложилась, а на самой программе она не написана. Издание, должен я вам сказать, вполне пристойное. Ни какой-то там рекламный буклет (хотя без нее, конечно, не обошлось) с минимальным набором футбольной информации по теме матча, а достойная цветная прога на 12 страниц, с представлением сегодняшнего соперника и взаимоотношений с ним, составом «Тобола» в лицах, аналитическими материалами. Герой выпуска — сербский легионер Огнен Красич. У него авторы-составители взяли небольшое интервью.

Programma

Говоря о сегодняшнем сопернике «Тобола» в двух словах, достаточно упомянуть то, что ФК «Астана»,  так называемый президентский клуб со всеми вытекающими отсюда материальными благами. Это новодел, образованный в 2008 году путем объединения алматинских футбольных клубов «Мегаспорт» и «Алма-Ата». После этого кульбита вновь образованный клуб получил столичную прописку, новенький стадион «Астана Арену», и неприязнь всех активных болельщиков и уж тем более ультрас Казахстана мало-мальски рубящих в теме и разбирающихся в ценностях традиционного футбола. А таких в стране не мало. Тогда клуб назывался «Локомотив», и вы наверняка слышали упоминания о нем, ибо в то время за него подписались выступать звезды отечественного футбола Егор Титов и Андрей Тихонов. 

Что до «Тобола», то команда основана в далеком 1967 году. Сперва это был «Автомобилист» (1967-73), после «Буревестник» (1973-81, в 1981 студенческая команда «Буревестник» выиграла первенство Казахстана среди КФК и завоевала право участвовать во 2-й лиге первенства СССР), потом «Энергетик» (1982-89), «Кустанаец» (1990-91), «Химик» (1992-94) и вот теперь, с 1995 года, «Тобол». Команда с историей, традициями и своим болельщиком.

Стадион «Центральный» был построен в 1964 году, и на сегодняшний день вмещает 8.000 мест, оборудованных пластиковыми сиденьями. Состоит он из двух трибун: центральной двухъярусной с навесом и противоположной трибуной поменьше и попроще. Поле же имеет натуральный травяной газон. Стоит только догадываться, каких усилий стоит его содержание, хотя бы потому, что в день моего визита столбик термометра на солнце достигал +40°C.
 «Центральный» мне понравился с первых же минут. Он оставил впечатления достаточно ухоженного спортивного объекта без особого шика. Все просто и понятно: тут вот вход на трибуну, тут лестница на второй ярус, а здесь кафе с квасом и лимонадом. Пива на стадионах Казахстана нет.
 В поисках старых фото я случайно наткнулся на замечательный сайт по истории Кустаная, где нашел достаточное количество ретро-снимков сделанных во время матчей на стадионе «Центральный». Практически все в нем осталось таким, как и прежде, за исключением разве что центральной трибуны. Она выглядела иначе и не имела второго яруса. Вот, к примеру, снимок 1985 года, в нем кустанайский «Энергетик» принимал в гостях национальную сборную Афганистана.

Энергетик - Афганистан 85 

Накинув манишку я проследовал на беговую дорожку аккурат к старту, когда весь стадион с рукой на сердце пел государственный гимн Казахстана. Этот ритуал впоследствии будет воспроизводится на всех матчах посещенных мной в Казахстане (кроме, кажется, матчей уровня чемпионата и кубка города). Удивило то, что во-первых весь стадион без исключения вскочил на ноги и застыл. Во-вторых, все пели свой гимн, как в последний раз в своей жизни. «Неплохое начало», проговорив это почти что в слух, я отправился к той трибуне что попроще, на которой обосновались фанаты хозяев и гостей. Гости расположились с ближнего ко мне края трибуны, и я мог без проблем рассмотреть их повнимательней. Скажу так…, они вызывали смешанные чувства и бурю противоречий. С виду эта максимум тридцатка больше напоминала официальный фан-клуб приехавший на бесплатном автобусе, с одинаковыми шарфами предоставленными клубом. С другой стороны, у них имелись явно самодельные баннеры (в том числе фирмач из банды Not Broken) и барабан, в который они энергично колотили, задавая ритм своим зарядам раздевшись по торсу. Соотношение русских и казахов примерно 50/50.
Хозяева сидели совершенно неудобно для меня (на дальнем конце трибуны) и были практически неуловимы для объектива моего скромного фотоаппарата. Их было также или чуть больше чем гостей и, насколько я смог разглядеть (хотя могу ошибиться) практически все или большинство в их тусовке были русские.
И те и другие меня в общем-то ничем не удивили, впрочем губу я и не раскатывал. Поэтому выбирая между фанатами и всем остальным, что происходило вокруг, я выбрал последнее, за чем и наблюдал большую часть игрового времени, наслаждаясь своим присутствием на этом матче.

Что касается остальной публики, то пик ее активности пришелся на последние минуты матча, когда «Тобол», уступая 0:1, пошел на решительный штурм ворот соперника. Оно и понятно, терять было уже нечего. «Тоболу» идущему во второй части таблицы, очень нужны очки. В итоге команда создала немало острых моментов и в конце-концов забила долгожданный гол. Экспрессивная публика тут же забилась в экстазе и милиции пришлось отодвинуть некоторых болельщиков подальше от ограждения, от греха. Во время празднования гола, мне на мгновение показалось, что я где-то в Турции. Что-то слегка восточное, что поймать и рассмотреть я пока не мог, витало вокруг… 

Выйдя после матча за пределы «Центрального», по соседству с ним я обнаружил еще один стадиончик, который называется «Жастар» . Он, в числе прочего, является домашней ареной одноименного футбольного клуба, выступающего на любительском уровне, в чемпионатах города по футболу и мини-футболу. Кроме этого, на стадионе занимаются молодые футболисты из Детско-юношеского футбольного центра «Тобол». «Молодежный», именно так можно перевести название этого стадиона на русский язык, имеет небольшую уютную трибуну мест на 800 и поле с искусственным покрытием. Открытие «Жастара» состоялось в 2006 году.

???????????????????????????????

Так и прошел очередной день моего рождения. Наверное, так и положено футбольному туристу, проводить его в дороге, на футбольном матче, в новой для себя стране и на новом стадионе, в море новых впечатлений с бокалом пива в руках. Допив его, я поспешил на железнодорожный вокзал, где вскоре сел в поезд и отправился дальше, в Астану, на новый матч, который был запланирован уже на завтра.

Продолжение следует… 

Расстояние:
Екатеринбург — Кустанай: 625 км.
Стоимость проезда:
Автобус Екатеринбург — Кустанай: 1.020 рублей.