Матч/Наш паровоз вперед летит!

Автор репортажа: Джека

06.10.2013
Чемпионат Киева. Высшая лига
Киев, стадион «Локомотив». Зрителей: 25
«Локомотив» (Киев) — СДЮШОР-10 (Киев) 5:0

В 20-е годы прошлого столетия футбол в Киеве стал настолько популярным видом спорта, что мяч не гонял только ленивый, а команды появлялись, как грибы после дождя. Конечно зачастую этот футбольный бум носил спонтанный характер и начинающие футболисты перебегали из команды в команду чаще, чем получали жалование на работе. Именно в те смутные времена становления советской власти в Киеве, футбол был чуть ли ни единственной радостью в жизни многих горожан.

Еще в 70-х годах ХIХ века, в связи с активным развитием железнодорожного транспорта, открытием станции, постройкой железнодорожного вокзала в Киеве и соответственно стремительным увеличением персонала, работающего в этой сфере — было решено основать так называемую «железнодорожную колонию». Территория застраивалась преимущественно одно- и двухэтажными зданиями, и селились здесь работники вокзала, мастерских и всего прочего, что было связано с железной дорогой. В то время это была окраина Киева и лишь после активного заселения эта территория вместе с соседней Соломенкой была включена в границы города. К 20-м годам ХХ века здесь уже вовсю кипела жизнь, важнейшее место в которой занимала, ставшая народной, игра в мяч. Было принято решение собрать лучших футболистов, проживающих в поселении работников Юго-Западной железной дороги, но играющих за другие команды и организовать свою. Эта идея была воспринята с большим энтузиазмом и на футбольной карте Киева появилась футбольная команда под названием, значение которого понять не сложно — «Желдор» :). Железнодорожники моментально взлетели на вершины городского первенства и уже в 1923 году впервые заняли итоговое 1-е место. Свой успех первая команда ЮЗЖД повторила и в следующем году. Однако оставалась главная проблема — «Желдор» не имел собственного стадиона и вынужден был проводить свои игры на главном городском «Красном» стадионе. Руководство железной дороги решило строить свою арену и уже 2-го августа 1925 года состоялось ее торжественное открытие. «Вестник физической культуры» писал: «На границах рабочих окраин города, среди железнодорожной колонии, торжественно открылся образцовый стадион железнодорожников Киевского узла…»

На фото команда «Желдор» — чемпион Киева 1926 года:

a1_2

В первое время стадион не имел собственного названия и в народе назывался «Желдором», однако страсть руководства страны ко всему красному дала толчок к тому, что в 1927 году он получил официальное название «Красный железнодорожный стадион». В 30-х годах была проведена первая большая реконструкция арены, в основе которой значилось сооружение трибун на 10.000 зрителей. Впоследствии после образования в середине 30-х годов ДСО «Локомотив» стадион получил одноименное название. Футбольная команда «Локомотив» продолжала успешно выступать в различных турнирах, в 1938 году даже играла в высшем эшелоне чемпионата СССР, где заняла 17 место из 26 команд.

На фото довоенные игры на «Локомотиве»:

a1_4

a1_3

К сожалению, после войны «Локомотив» играл только на любительском уровне. Несколько раз выигрывал чемпионат Киева. Но это было совсем давно… К счастью, нашлись деньги и на капитальную реконструкцию стадиона — она продолжается до сих пор, но результаты работы видны очень хорошо. Газон теперь искусственный, на трибунах пластиковые сиденья, беговые дорожки закатаны в асфальт… В целом чисто и аккуратно. На входе охрана, так что просто «побухать» на стадионе не получится. Осовременивание конечно отбирает некий шарм у этой легендарной киевской арены, но это все-таки лучше, чем полная разруха, как на соседнем ЦСКА, к примеру…

Мне давно хотелось посетить игру на этом легендарном стадионе. И обязательно игру с участием киевского «Локомотива». Думаю, что далеко не все любители футбола в Киеве догадываются о существовании этой команды. Хотя здесь все в порядке. И своя футбольная школа имеется, и стадион теперь в очень хорошем состоянии… Да и взрослая команда играет неплохо в высшей киевской лиге. Вот только информации об этом «ноль»… Даже странно как-то… Футбол-то хороший. Сложно напечатать десяток афиш на принтере? Создать группу в соцсети? Неужели приятно играть для пустых трибун? Уже на выходе со стадиона увидел остатки стикеров «Локомотив Киев», что меня крайне удивило… Неужели здесь был движ? Оказалось, что нет… Это родители пацанов местной ДЮСШ решили в свое время напечатать несколько стикеров, которые сейчас являются коллекционной редкостью. Кстати, остатки стикера РК мною были также обнаружены на одной из стоек для крепления сетки за воротами… Проделки Юры, как я понимаю :). Я решил восстановить справедливость и наклеил такой-же на противоположной стороне. Буду заезжать периодически — контролировать сохранность :).

Игра была хорошей. Хоть по счету и в одни ворота. Первый гол железнодорожников вообще шедеврален — игрок «Локомотива» в падении через себя положил мяч в дальний от вратаря угол. Кстати, я почему-то был уверен, что название команды гостей СДЮШОР-10 подразумевает какой-то юношеский состав и был весьма удивлен, увидев на поле взрослых мужчин, явно не похожих на учеников школы олимпийского резерва.

Первый тайм закончился с минимальным преимуществом железнодорожников, а вот во втором они решили окончательно добить соперника и забили еще четыре мяча. Часть немногочисленных зрителей восторженно воспринимала происходящее, вторая же часть наоборот негодовала, то и дело посылая проклятия в адрес арбитра… Акустика на стадионе, к слову, очень хорошая — звук отражается от стен многочисленных строений, так что потенциальное присутствие даже небольшой группы активных ультрас выглядело бы очень эффектно, как мне кажется…

Хорошо, что сохранили стадион. Хорошо, что есть команда — наследница легендарного довоенного футбольного клуба железнодорожников Киева. Но как мне кажется именно таким коллективам необходима информационная раскрутка. Клуб с такими традициями просто не имеет права оставаться без внимания.